- НАДЕТЬ ЛИЧИНУ
- кто [кого, чего]
Скрывать свою истинную сущность, свои подлинные чувства, притворяться.Имеется в виду, что лицо или группа лиц (Х) пытается выдать себя за другое лицо (Y) или демонстрирует эмоции, душевные состояния и т. п. (Р), которые на самом деле не испытывает. Говорится с неодобрением. реч. стандарт. ✦ {1} Активное начало ситуации: Х надел маску <личину> [Y-а <Р>]. Именная часть неизм. Обычно в роли сказ. Порядок слов-компонентов фиксир.
⊙ Необходимо научиться, приходя на работу, не надевать маску продавца-агента-менеджера, а умудриться остаться живым человеком. Страхование в России, 2001.Кому из нас не хотелось временами стать "не собой"? Надеть маску. Стать чуточку свободнее и глупее, чем тот умник, что под маской скрылся. А. Шерман, На живую нитку.
Эти яркие типажи увлекают в свой хоровод, и вскоре ты сам надеваешь личину - маску белого человека, очарованного тайнами чудовищно-прекрасной Камбоджи. Д. Асламова, Приключения дрянной девчонки-2.
⊛ Жители этого города, когда шли на работу, надевали маску научности, когда шли в магазин - маску самодовольства. С. Савицкая, Белые цветы.
Глубокой безлунной ночью он перешёл границу вместе с китайцами-контрабандистами и уже через день был в Хайларе, а ещё через день надел личину официального представителя "Балхаш анталы". В. Васильев, Зверь в каждом из нас.
Теперь все его заботы уходили в будущее, в область новых, непривычных для него отношений с Волковым и, что особенно заботило его, с врагами, в общении с которыми он должен был отказаться от себя прежнего и надеть новую личину. В. Быков, Карьер.
⊜ Пусть в душе вы трясётесь, как заячий хвост, - наденьте маску спокойной самоуверенности, и вас никто не поймает за руку. (Реч.)
Предаваясь порокам и страстям, вы, однако же, надеваете личину скромности. Нет, не таково истинное подвижничество! Н. Рокотова, Основы буддизма.
культурологический комментарий: "Первоначальная магическая функция маски - искусственное полое подобие лица богов и духов, мифологических существ, используемое в ритуалах, заговорах и т. п. В европейских традициях маска стала принадлежностью театральных и карнавальных действ, переносно - символом театральности, лицемерия и притворства". (Мелерович А.М., Мокиенко В.М. Фразеологизмы в русской речи. М., 2001. С. 392.) Образ фразеол. восходит к карнавальной традиции. Маска (личина) является универсальным атрибутом религиозно-обрядовых действий, характерных прежде всего для языческих религий и сохранившихся до сегодняшнего дня (колядование у восточных славян, маски африканских племён, народов Китая и др.). В Европе маски составляют неотъемлемую часть костюмированных балов и маскарадов, ведущих своё начало от средневековых карнавалов, предшественниками которых были римские сатурналии. Маска также тесным образом связана с театральным действом (древнегреческий театр, комедия дель арте, пекинская опера и др.). Маска, с одной стороны, скрывает подлинное лицо, тем самым защищая человека от злых сил в мистических формах осознания мира, с другой - позволяет перевоплотиться, стать другим, совершать действия, невозможные для человека в его обычном обличии. В образе фразеол. маска (личина) как "ложное, фальшивое" лицо противопоставляется настоящему лицу как реальному воплощению истинной сущности человека, внешнему выражению его уникального внутреннего мира, души. Компонент фразеол. надевать/надеть соотносится с акциональным кодом культуры. Компоненты маска и личина соотносятся с вещным кодом, представляющим реалии, которые служат для символического замещения тех или иных свойств человека. Образ фразеол. содержит метафору, уподобляющую поведение того или иного лица действиям актёра или участника маскарада, в намерения которого входит скрыть свою истинную личность и мотивы деятельности. фразеол. в целом выступает как стереотип притворного поведения. автор: Д. Б. Гудков⊝ - Я хотел бы надеть маску преуспевающего человека, от которого многое зависит в жизни, и посмотреть, каким бы я был в предполагаемых обстоятельствах. Театральный Петербург, 2002.
See:
Большой фразеологический словарь русского языка. — М.: АСТ-Пресс. Е.Н. Телия. 2006.